полный текст основной образовательной программы начального общего образования можно скачать здесь
Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 35 города Хабаровска
(с изменениями и дополнениями)
2011-2015 гг.
Содержание
1.
Целевой раздел
1.
1. Пояснительная записка.
3-12
1.2. Планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,
способы определения достижения этих целей и результатов.
12-46
1.3. Система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования. 47-115
2.
Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных
действий. 116-171
2.2. Программа отдельных учебных предметов и
курсов, приложения 172
2.3. Программа внеурочной деятельности.
173-178
2.4. Программа духовно-нравственного развития.
179-204
2.5. Программа формирования экологической
культуры здорового и безопасного образа жизни.
205-217
2.6. Программа коррекционной работы
218-223
3.
Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования. 224-227
3.2. План внеурочной деятельности.
228-229
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Санпина. 230-251
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Общие положения.
- Основная образовательная программа начального общего образования является нормативно-управленческим документом общеобразовательного учреждения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 города Хабаровска.
- Основная образовательная программа начального
общего образования (далее –
Программа), разработанная в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — Стандарт), утвержденного МОиН РФ
приказом № 373 от 06 октября 2009 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26
ноября
- Программа переработана в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября
2011 года № 2357 «О внесении изменений в государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября
- Нормативный срок освоения Программы 4 года.
- Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью Программы является создание условий:
- для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;
- для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;
- для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться.
Образовательное
учреждение, в котором будет реализовываться данная образовательная программа,
характеризуется следующим:
- школа расположена в Центральном районе города и является на микрорайоне
единственным общеобразовательным учреждением, которое работает по
образовательным программам начальной, средней и старшей школы, не является
учреждением повышенного статуса (лицеем или гимназией), поэтому контингент в
школе набирается как с микрорайона, так и с других районов без дополнительных
экзаменов и требований к поступлению на какую-либо ступень обучения;
- расположение школы позволяет активно сотрудничать с культурными и спортивными учреждениями, организовывать
дополнительное образование и воспитание детей (Краевая научная библиотека, ТЮЗ,
ДЮСШ СКА, Дальневосточных художественный музей, Краеведческий музей,
археологический музей);
- школа сотрудничает с
ветеранскими организациями (Организация ветеранов железной дороги), оказывает
помощь ветеранам, организует концерты и
встречи ветеранов с молодежью;
- в школе работает музей и группа
«Поиск», которая ведет работу по сохранению исторического наследия, военной
памяти, патриотическому воспитанию;
- для детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются различные формы обучения, в том числе и
на дому, по возможности, дети инвалиды обучаются в общеобразовательных классах
(инклюзивное обучение);
- совместно с МАУ ЦРО
организованна работа школы для одаренных детей всего города «Дар»; организованы
кружки и занятия по интересам;
- большое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения, большинство
учащихся школы занимаются в спортивных секциях как в школе, так и ДЮСШ, в
частности, школа сотрудничает с ДЮСШ СКА по плаванию;
- связи школы в социуме носят системный характер, школа часто является
инициатором проведения совместных мероприятий с администрацией Центрального
округа (Митинг ко дню основания города), работает с ветеранскими организациями,
организует встречи.
Цели и задачи, реализуемые в образовательной
программе образовательного учреждения.
В соответствии с образовательной политикой, реализуя Программу, школьное образование должно обеспечить:
Ø подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей;
Ø доступность качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Российской Федерации, повышение роли образования в социальной консолидации российского общества;
Ø предоставление равных возможностей обучающимся в получении качественного начального общего образования;
Ø духовно-нравственное развитие и воспитание на ступени начального общего образования;
Ø содействие становлению гражданской идентичности младшего школьника как основы развития гражданского общества;
Ø сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового разнообразия и языкового наследия народов, проживающих на территории Хабаровского края, Дальнего Востока, Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой народов России;
Ø содействие созданию единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
Ø содействие демократизации образования и всей образовательной деятельности через расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды;
Ø выявление и развитие одаренных детей;
Ø выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
Ø достижение обучающимися к окончанию начального общего образования результатов, заявленных в ФГОС НОО.
Целью ООП НОО является создание условий:
- для охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их
эмоционального благополучия;
- для сохранения и
поддержки индивидуальности каждого ребенка;
для развития
ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через
побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах
деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание
оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта
самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться -
постоянно расширять границы своих возможностей.
Целью реализации Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Обобщенный результат в ходе освоения обучающимися ООП НОО может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («модель» или «портрет выпускника начальной школы»):
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программе начального общего образования. Программа разработана на принципах актуальности, прогностичности, реалистичности, чувствительности к сбоям, что в основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Адресность основной образовательной программе начального общего образования.
- контингент учащихся класса (с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психолого-педагогических особенностей, состояние здоровья);
- специфику начальной школы - особого этапа в жизни ребенка, особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;
- задачи, решаемые младшими школьниками в процессе реализации Программы;
- задачи, решаемые педагогами, реализующими Программу.
1. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
2. Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
4. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
4.Начальное общее образование призвано способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру,
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Основная цель начального общего образования – формирование у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, выявления индивидуальных задатков и способностей во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
5. Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
6. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования:
- Реализовать основную образовательную программу
начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах
(уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования,
презентации и пр.)
- Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой
на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
- Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
- организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
- организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
- осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
- Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.