полный текст основной образовательной программы начального общего образования можно скачать здесь

приказ № 73 от 12 апреля 2011 г. "об утверждении формы договора о предоставлении образовательных услуг МОУ СОШ №35 "


Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35 города Хабаровска

(с изменениями и дополнениями)

 

  2011-2015 гг.


 

Содержание

1.   Целевой раздел

1. 1.   Пояснительная записка.                                                                                     3-12

1.2.    Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, способы определения достижения этих целей и результатов.                                                                                                              12-46

1.3.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.                             47-115

2.   Содержательный раздел

2.1.   Программа формирования универсальных учебных действий.                    116-171

2.2.   Программа отдельных учебных предметов и курсов, приложения              172

2.3.   Программа внеурочной деятельности.                                                              173-178

2.4.   Программа духовно-нравственного развития.                                                  179-204

2.5.   Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.                                                                                                                              205-217

2.6.   Программа коррекционной работы                                                                      218-223

3.   Организационный раздел

3.1.   Учебный план начального общего образования.                                                 224-227

3.2.   План внеурочной деятельности.                                                                            228-229

3.3.   Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Санпина.                                                                                                   230-251

 

1. Целевой раздел

 

1.1.Пояснительная записка.

    Общие положения.  

   - Основная образовательная программа начального общего образования является нормативно-управленческим документом общеобразовательного учреждения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 города Хабаровска.

 -  Основная образовательная программа начального общего образования  (далее – Программа),  разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), утвержденного МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (М.:Просвещение,2010).

-    Программа переработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

-     Нормативный срок освоения Программы 4 года.

-     Программа  определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью Программы является создание условий:

 - для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

- для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

- для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться.

 

     Образовательное учреждение, в котором будет реализовываться данная образовательная программа, характеризуется следующим:

- школа расположена в Центральном районе города и является на микрорайоне единственным общеобразовательным учреждением, которое работает по образовательным программам начальной, средней и старшей школы, не является учреждением повышенного статуса (лицеем или гимназией), поэтому контингент в школе набирается как с микрорайона, так и с других районов без дополнительных экзаменов и требований к поступлению на какую-либо ступень обучения;

- расположение школы позволяет активно сотрудничать с культурными  и спортивными учреждениями, организовывать дополнительное образование и воспитание детей (Краевая научная библиотека, ТЮЗ, ДЮСШ СКА, Дальневосточных художественный музей, Краеведческий музей, археологический музей);

-  школа сотрудничает с ветеранскими организациями (Организация ветеранов железной дороги), оказывает помощь ветеранам, организует концерты  и встречи ветеранов с молодежью;

-  в школе работает музей и группа «Поиск», которая ведет работу по сохранению исторического наследия, военной памяти, патриотическому воспитанию;

-   для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются различные формы обучения, в том числе и на дому, по возможности, дети инвалиды обучаются в общеобразовательных классах (инклюзивное обучение);

-   совместно с МАУ ЦРО организованна работа школы для одаренных детей всего города «Дар»; организованы кружки и занятия по интересам;

- большое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения, большинство учащихся школы занимаются в спортивных секциях как в школе, так и ДЮСШ, в частности, школа сотрудничает с ДЮСШ СКА по плаванию;

- связи школы в социуме носят системный характер, школа часто является инициатором проведения совместных мероприятий с администрацией Центрального округа (Митинг ко дню основания города), работает с ветеранскими организациями, организует встречи.

 

 Цели и задачи, реализуемые в образовательной программе образовательного учреждения.

 

    В соответствии с образовательной политикой, реализуя Программу, школьное образование должно обеспечить:

Ø  подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей;

Ø  доступность качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Российской Федерации, повышение роли образования в социальной консолидации российского общества;

Ø  предоставление равных возможностей обучающимся в получении качественного начального общего образования;

Ø  духовно-нравственное развитие и воспитание на ступени начального общего образования;

Ø  содействие становлению гражданской идентичности младшего школьника как основы развития гражданского общества;

Ø  сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового разнообразия и языкового наследия народов, проживающих на территории Хабаровского края, Дальнего Востока, Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой народов России;

Ø  содействие созданию единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

Ø  содействие демократизации образования и всей образовательной деятельности через расширение  возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды;

Ø  выявление и развитие одаренных детей;

Ø  выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;    

Ø  достижение обучающимися к окончанию начального общего образования результатов, заявленных в ФГОС НОО.

 

     Целью  ООП НОО является создание условий:

- для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

- для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

   

 

    Целью реализации Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

     К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

     Обобщенный результат в ходе освоения обучающимися ООП НОО может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («модель» или «портрет выпускника начальной школы»):

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край  и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

    Принципы и подходы к формированию основной образовательной программе начального общего образования. Программа разработана на принципах актуальности, прогностичности, реалистичности, чувствительности к сбоям, что в основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

Адресность основной образовательной программе начального общего образования.

- контингент учащихся класса (с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психолого-педагогических особенностей, состояние здоровья);

-  специфику начальной школы - особого этапа в жизни ребенка, особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;

-   задачи, решаемые младшими  школьниками в процессе реализации Программы;

- задачи, решаемые педагогами, реализующими Программу.

  1. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

      2. Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

     4. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

 

  4.Начальное общее образование призвано способствовать:

  - овладению обучающимися в соответствии с возра­стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо­жественной); умением адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру,

 - формированию у обучающихся правильного отно­шения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб­разной творческой деятельности.

 - формированию знаний, умений и способов деятель­ности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

   Основная цель начального общего образования – формирование у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, выявления индивидуальных задатков и способностей во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

    5. Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности 

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

   6. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования:

- Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
- Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
- Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –

  • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.